Фокус на Доминирование

Кипячение молока

Александр Копылов

автор статьи

Так оказалось, что в моем присутствии два человека подряд рассказали свои истории, которые неожиданно оказались на одну тему. Это произошло на дне рождения у моей родни. Как обычно, люди сидели за накрытым столом, ели, пили, и много разговаривали.

Первая история касалась российского офиса международного гиганта-производителя молочных продуктов. Руководство решило выяснить для себя, есть ли возможности увеличить продажи своей продукции в небольших российских городках. Для этого сотрудники компании посетили несколько выбранных населенных пунктов. Одним из таких стал город Харовск, который расположен в Вологодской области, с населением около 10 000 человек. Приезжая в городок, сотрудники компании, по предварительной договоренности, посещали семьи местных жителей и проводили интервью по специальному плану. Так вот, человек, который нам все это рассказывал, особенно удивлялся следующему факту. Молоко жители Харовска предпочитают пить фермерское, а пакетированное молоко покупают крайне редко, только если по каким-то причинам они не купили молоко у «своего» фермера. К удивлению рассказчика, оказалось, что хозяйка обязательно кипятила молоко, купленное в магазине, объясняя это тем обстоятельством, что она «не знает, откуда это молоко, в отличие от молока, которое она покупает у знакомого фермера, которому она вполне доверяет и поэтому не считает нужным кипятить такое молоко». Ровно наоборот поступают жители крупных городов. Они, как правило, кипятят молоко, купленное не в магазине, но не кипятят пакетированное молоко, которое уже и так или стерилизованное, или пастеризованное.

Что привлекло внимание в этой простой истории? Такое поведение людей — это пример действия на так называемом «автопилоте» или с использованием ментальной схемы. То есть, это мышление без особенного усилия, привычное и проявляющееся в бессознательном действии. В самом деле, хозяйки, одна из которых кипятит магазинное молоко в Харовске, а другая - фермерское молоко в большом городе, особо не размышляют, перед тем как это сделать. Каждая однажды объяснила для себя причины для своего действия и далее они просто кипятят, не утруждая себя новыми размышлениями.

Ментальные схемы существуют, потому что они удобны и позволяют упрощать работу с информацией, которая поступает к человеку из внешней среды. Эти схемы экономят время на принятие решений. Хочу подчеркнуть, что особенность схем – это именно то, что человек или совсем не думает, или размышляет очень коротко, поверхностно, перед тем как делать. Ментальные схемы, подобные той, что описана выше про кипячение, хоть и бездумны, но являются безобидными, несмотря на то, что это может быть и странно - не доверять молоку, разлитому в упаковки промышленным способом. Однако бывают ментальные схемы пострашнее, как например та, которая прозвучала во второй истории.

Герой истории — это мальчик, который пришел в новую школу в четвертый класс. Учился хорошо, прилежно, даже очень хорошо и, как я понял от рассказчицы, его бабушки, с легкостью. Нужно оговориться, что мальчик родился от смешанного брака русской и еврея. Так вот, однажды на перемене, на спину парню одна из одноклассниц незаметно налепила бумажку, на которой было написано «Еврей», а остальные стали над ним смеяться.

Бабушка рассказала, что мальчика это потрясло, он очень переживал, носил это в себе и рассказал о случившемся домашним только через год. Думаю, что для людей в таких ситуациях особенно страшно, что все происходит неожиданно, люди не могут понять, а за что их наказывают, какова природа всеобщего презрения и ненависти.

Я не знаю, понимала ли его одноклассница последствия своего поступка, сущность и меру морального зла, которое она совершила. Дети — это как маленькие зверьки, которые живут в далеком от мира взрослых «средневековье» и от них нельзя ожидать умения контролировать свои чувства, мотивы, мысли. Дети только учатся этому. В данном случае они использовали схему, скопированную у взрослых.

Ясно, что девочка где-то слышала высказывания антисемитского характера и поэтому, недолго думая, она выбрала именно такой способ обидеть другого человека.

Ясно, что девочка где-то слышала высказывания антисемитского характера и поэтому, недолго думая, она выбрала именно такой способ обидеть другого человека.

Особенностью любой ментальной схемы является то, что человек не контролирует себя в момент действия, которое проистекает из такой схемы. В этом, как я уже отметил выше, и состоит смысл присутствия таких схем – это простота и скорость. Но иррациональный страх к чужакам, к тем, кто не похож, отличается от других, - это пример ментальной схемы, которая деструктивна изначально. Поверьте, я не против автоматизма, поведения на автопилоте. Это полезная во многих случаях форма поведения. Я лишь хочу еще раз обратить внимание на обратную, темную сторону отсутствия контроля. Я имею в виду те моменты, когда человек действует не думая, не понимая разрушительных последствий своих поступков. Часто это происходит потому, что последствия их слишком отдалены во времени, не видны.

Напомню несколько исторических фактов и приведу цитату из книги И.Г. Яковенко «Россия и репрессия», М. Новый хронограф, 2011, с. 160.

«Выдавив евреев из страны, Испания повысила уровень идеологической целостности общества и цивилизационной интегрированности. Однако с этого момента Испания проваливается в застой и идет к ничтожеству, а Голландия, в которую ушли массы евреев, переживает расцвет. Та же история повторилась с Францией, изгнавшей гугенотов, которые ушли в Пруссию». Ведь написано «Многие же будут первые последними, и последние первыми». (Евангелие от Марка, гл.,10).

Но кто способен вспомнить об этой истине и остановиться и остыть? Слишком удобно действовать не думая, не оценивая последствий своих поступков, подчиняясь эмоциям и темным чувствам. Контролировать – это значит прилагать усилия. Поэтому я так часто и говорю в своем блоге «Контролируйте себя». Возможно, мое напоминание и поможет.